Фрагмент для ознакомления
2
Общество представляет собой сложный социальный организм. На основании основных видов общественной деятельности можно выделить несколько сфер жизни общества или несколько основных систем общества: экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную, а также систему обороны, охраны и безопасности. Эти системы выделяются в доктринальной литературе, на них указывают конституции разных стран. Например, Конституция СССР 1977 г. отличается высоким технико-юридическим уровнем изложения содержания. Она содержит раздел I «Основы общественного строя и политики СССР», включающий в себя главы: 1. Политическая система; 2. Экономическая система; 3. Социальное развитие и культура; 4. Внешняя политика; 5. Защита социалистического Отечества.
В Преамбуле Конституции Вьетнама провозглашается: «Настоящая конституция регламентирует политическую, экономическую, социальную, и культурную системы, систему национальной обороны и безопасности».
Экономическая система охватывает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности. Духовно-культурная система относится к производству и распределению духовных ценностей, удовлетворению духовных потребностей людей. Сюда можно отнести знания, идеи, модели поведения, ритуалы, обычаи, традиции, предметы культа, книги, произведения искусства и т. д.
Самостоятельную сферу составляет политическая система общества, которая связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью государственных органов, негосударственных органов публичной власти, политических партий, иных политических и идеологический институтов.
Политическая система общества — совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом .
Чаще всего выделяют следующие признаки политической системы:
1. Управляющее и регулирующее назначение, т. е. управление делами общества, выражение интересов властвующих существующих групп и иных социальных структур.
2. Выражение происходящих в обществе политических процессов, в том числе противоборства различных социальных групп.
3. Неразрывная связь с государственной властью;
4. Регулирование её деятельности политическими правилами и юридическими нормами, сложившимися в политической жизни страны .
В состав политической системы входят :
1. Политические организации — государство, политические партии, политические движения, общественные объединения политического характера, молодежные движения политической направленности.
2. Неполитические организации, активно действующие в других сферах жизни общества — экономической, духовной и т. д. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т. д. Тем не менее они оказывают политическое влияние на политические процессы и отношения.
3. Религиозные организации и институт церкви. В теократических и клерикальных государствах религия и церковь играют важную политическую и идеологическую роль. Однако и в светских государствах религия и церковь участвуют в политической жизни общества. Существуют политические партии религиозного толка, например, в Бельгии Социально-христианская партия, в Италии — Христианско-демократическая партия, в ФРГ — Христианско-демократический союз и т. д. В Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», не допускается создание политических партий по религиозной принадлежности.
4. Средства массовой информации (СМИ). Они оказывают мощное влияние на развитие политических процессов в обществе. Именно через них политики устраивают информационные войны, манипулирование сознанием избирателей, давление на политических противников и т. д.
5. Органы местного самоуправления, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении общественными делами: управление муниципальной собственностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т. д.
6. Органы социального партнерства, которые могут создаваться для регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями, ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора и соглашения, для устранения разногласий, участия работников в управлении организацией.
7. Запрещенные организованные преступные группы, особенно фашистского, экстремистского, террористического характера. Они подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, оказывают влияние на исполнительную власть (проф. В.М. Сырых). Однако большинство учёных не включают преступные группы в политическую систему общества.
1.2 Место и роль государства в политической системе
Государство как сложный, многомерный социальный феномен, подвергаемый теоретическому анализу с позиций различных отраслей научного знания, до настоящего времени порождает разнообразные подходы с точки зрения как толкования процесса его возникновения, так и понимания его сущности. многомерность государства, его многоаспектное проявление в общественной жизни и в человеческом сознании объясняется тем, что государство одновременно предстает как:
- целостное сообщество людей, объединенных и организованных посредством заданной системы общественных отношений, структурированное, упорядоченное и способное, в той или иной мере, к эффективному функционированию и развитию;
- территориальное образование, объединяющее людей, обладающих разными этническими, религиозными, социальными, демографическими характеристиками через институт гражданства, нормативно предписывающий обязательства как государства перед своими гражданами, так и граждан перед государством, а также вступающее во взаимоотношения с иными территориальными образованиями - странами и их объединениями;
- механизм закрепления воли большинства, отражающей общие потребности и интересы, в т.ч. посредством нормотворческой деятельности, и ее реализации в повседневной общественной жизни;
- система государственных и иных властно-управленческих структур, в рамках которых должностные лица, преимущественно на профессиональной основе, осуществляют властно-управленческую деятельность по обеспечению функционирования данного человеческого сообщества, его политического, социально-экономического, духовного развития .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.
Научная литература
3. Аристов, Е. В. Политические партии и социальное государство: подходы и влияние / Е. В. Аристов // Современная научная мысль. – 2016. – № 6. – С. 254–259.
4. Бондарь, Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. – М. : Норма, Инфра–М, 2011.
5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров. 5–е изд., перераб. и доп. / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2013. – 381 с.
6. Васильева, С. В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением / С.В. Васильева // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. – М., 2011. – С. 43–63.
7. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Омега–Л, 2014. – 561 с.
8. Волкова, М. А. Политические партии как конституционно–правовой институт реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.А. Волкова. – Саратов, 2016. – 32 с.
9. Добрынин, Н. М. О категории целеполагания в контексте конституционализма / Н.М. Добрынин // Государство и право. – 2017. – № 11. – С. 5—14.
10. Зорькин, В. Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда/ В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. – 2012. – № 6. – С. 37—45.
11. Книгин, А. Н. Учение о категориях : учеб. пособие / А.Н. Книгин. – Томск : Изд–во Том. ун–та, 2012. – 287 с.
12. Котелевская, Т.Н. Роль государства в политической системе общества / Т.Н. Котелевская // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности. материалы международной научно–практической конференции в 4 частях . – 2016. – С. 36–37.
13. Макарцев, А. А. Эффективность норм избирательного права: проблемы целеполагания и «конфликт целей» / А.А. Макарцев // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 1. – С. 38—41.
14. Николаев. А. С. Конституционно–правовые основы участия политических партий в формировании органов государственной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.С. Николаев. – Тюмень, 2007. – 32 с.
15. Основы теории политических партий : учебное пособие / под ред. С. Е. Заславского. – М. : Европа, 2017. – 241 с.
16. Подоляк, А. А. Проблемы взаимодействия политических партий и государства в России на современном этапе / А. А. Подоляк, В. В. Яценко // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности общественных объединений: российский и зарубежный опыт. Региональный научный круглый стол. Сборник научных статей. Ответственный редактор В. В. Коровин. – Курс, 2016. – С. 175–178.
17. Политология: учебник для бакалавров (под ред. И.Е. Тимерманиса). – М.: Юрайт, 2017. – 421 с.
18. Саренкова, А.Н. Правовой анализ роли государства в политической системе общества / А.Н. Саренкова // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. – 2014. – № 3. – С. 380–387.
19. Сморгунов Л.В. Партисипаторная государственная управляемость: платформы и сотрудничество / Л.В. Сморгунов // Власть. – 2019 – Т. 27. – № 5. – С. 9–19.
20. Черепанов В.А. Народ и государство: о доктринальном толковании конституционной модели / В.А. Черепанов // Журнал российского права. – 2019. – № 1. – С. 129–141.
21. Чернышов А.Г. Современное государство: последний левиафан, фантом или мессия / А.Г. Чернышов // Власть. – 2017. – Т. 25. – № 5. – С. 57–67.
22. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. 3–е изд., перераб. / В.Е. Чиркин – М.: Норма, 2008. – 345 с.
23. Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «политическая система общества» / В.М. Шамаров // Военное право. – 2020. – № 4 (62). – С. 81–90.
24. Шамаров, В.М. Политическая система общества: понятие, институциональные основы, классификация категории / В.М. Шамаров // Военное право. – 2020. – № 6 (64). – С. 57–67.
25. Юсупалиева, Д.К. Основные особенности политической системы общества / Д.К. Юсупалиева, А.М.К. Исманова // Молодой ученый. – 2020. – № 46 (336). – С. 520–522.
26. Яценко, В. В. Конституционно–правовая институализация парламентского контроля в России как механизм повышения эффективности властной вертикали / В. В. Яценко, А. Н. Грохотов // Известия Юго–Западного государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 166–170.